Художник наносил на холст экономные мазки лексическая ошибка

Тест проверяет умение различать слова, употреблённые в прямом и переносном значении, находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и заимствованные слова, фразеологизмы

Лексика и фразеология

Avatar

23.04.2020.
Тест. Русский язык, 9 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест проверяет умение различать слова, употреблённые в прямом и переносном значении, находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и заимствованные слова, фразеологизмы

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите слова, употреблённые в переносном значении (выберите буквы, соответствующие правильному ответу)

Варианты ответов
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ж
  • з
  • и

Вопрос 2

Какие слова употреблены в прямом значении?

Варианты ответов
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ж

Вопрос 3

Какая пара слов в предложении представляет собой омонимичную пару (слова являются омонимами)?

Варианты ответов
  • б, г

  • а, в

  • б, ж

  • г, ж

  • а, д

Вопрос 4

В каких предложениях употреблено устаревшее слово?

а) Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес.

б) Сильнее запах тополиный средь наступившей тишины…

в) Служил я теперича заседателем в земском суде.

г) Теперь сомненья решены: они на мельницу должны приехать завтра до рассвета…

Вопрос 5

Укажите синонимичную пару (два слова, которые являются синонимами) в предложении:

Варианты ответов
  • а, б
  • в, е
  • д, к
  • ж, и
  • б, з

Вопрос 6

В каких пословицах употреблены антонимы?

а) Лошадка упряма, да везёт прямо.

б) Много прочёл, да мало учёл.

в) Любишь кактаться, люби и саночки возить.

г) Любишь брать, люби и отдавать.

д) Молодому учиться рано, старому — поздно. 

Варианты ответов
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е

Вопрос 7

Какие слова заимствованы из английского языка?

а) хобби

б) дирижёр

в) хоккей

г) вахтёр

Вопрос 8

Укажите фразеологизмы (фразеологические обороты).

а) Держать себя в руках.

б) Делать цветы из бумаги.

в) Держать в руках палку.

г) Делать из мухи слона.

Вопрос 9

В каких предложениях ошибки вызваны незнанием лексического значения слова?

а) В честь именинника произнесли тост.

б) Форум учителей нашей школы проходил в кабинете № 11.

в) На холст художник наносил экономные мазки.

г) Его поступок снов остался безнаказанным.

д) Первая премьера фильма Бондарчука состоится 23 апреля.

Варианты ответов
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д

Вопрос 10

Какие из перечисленных слов не являются общеупотребительными?

а) хороший

б) ребёнок

в) небо

г) цибарка

д) пленэр

е) сорян

ж) здоровье

Варианты ответов
  • а
  • б
  • в
  • г
  • д
  • е
  • ж

Поурочные разработки — Русский язык 9 класс — Л. А. Тростенцова 2014

Цели урока: 1) повторить определения лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; 2) уяснить, что слово может быть однозначным и многозначным, иметь прямое и переносное значение; повторить определения омонимов, синонимов, антонимов, общеупотребительных и не общеупотребительных слов, исконно русских и заимствованных, устаревших и неологизмов; 3) совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты, выяснять значение устаревших, заимствованных слов, подбирать профессиональные слова.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает теоретический материал по теме «Фонетика и графика». Класс рецензирует ответ.

Второй ученик записывает слово праздник в фонетической транскрипции, указывает количество букв и звуков в словах говорят, любим и в словоформе на неё.

Третий ученик объясняет пропущенные знаки препинания в тексте Ю. П. Яковлева (упр. 230).

Четвёртый ученик выписывает из первого абзаца (упр. 230) слова, в которых буквы е, ю, я обозначают мягкость предшествующих согласных, слова, в которых буквы ю, е обозначают два звука.

II. Закрепление материала и приведение его в систему.

1. Беседа по вопросам и заданиям, которые проецируются на доску:

— Что такое лексикология?

— Что такое лексическое значение? Приведите примеры.

— Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите в толковом словаре (с. 205 — 206 учебника) по два однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания или предложения.

— Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение?

— Что такое омонимы? Приведите примеры.

— Какие слова называются синонимами? Для чего они необходимы?

— Какие слова называются антонимами? Приведите примеры антонимов, пользуясь словарём антонимов М. Р. Львова или Л. А. Введенской.

— Расскажите об общеупотребительных, диалектных, профессиональных словах. Объясните, с какой целью используются эти слова.

— Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются слова из других языков. Приведите примеры устаревших слов, неологизмов, исконно русских слов и заимствованных, объясните причины их употребления.

— Расскажите о фразеологических оборотах, приведите примеры, пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова.

2. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 164, § 42.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 231 учащиеся устно делают пунктуационный анализ текста, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, выписывают синонимы, указывают их различия.

Рекомендации учителю: следует выполнять упр. 231 со «Словарём синонимов» В. Н. Клюевой или со «Словарём синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой.

2. Из упр. 232 учащиеся выписывают фразеологические обороты, объясняют значение и происхождение устойчивых словосочетаний, в работе используют «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова. Устно указывают слова, употреблённые в переносном значении, объясняют, на чём оно основано.

Учащиеся обнаруживают в тексте упр. 232 слова, которые входят в данные синонимические ряды:

а) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;

б) любить, боготворить, души не чаять.

3. В упр. 233 девятиклассники устно делают орфографический и пунктуационный анализ текста, отвечают на вопрос:

— Почему композитор Георгий Свиридов восхищался тем, что в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» уличный скрипач слепой?

Учащиеся выписывают из текста упр. 233 профессиональные слова, записывают ещё пять-шесть музыкальных терминов.

4. В упр. 234 учащиеся устно отвечают на вопросы:

— Какие типы речи употреблены в тексте?

— Какие из выделенных наименований являются устаревшими?

— Какие из них вышли из употребления? В связи с исчезновением обозначаемых ими предметов, профессий или по другим причинам?

— Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами?

Учащиеся выписывают устаревшие местоимения из упр. 234 в начальной форме.

5. Из упр. 236 учащиеся выписывают заимствованные слова, определяют и записывают основную мысль текста.

6. Работа с записанными на доске заимствованными словами: сентиментальный, апатия, легенда, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары, тенденция.

Задание: подберите синонимы к заимствованным словам.

7. Учащиеся составляют словосочетания, в которых каждое слово будет употреблено в прямом и переносном значении. Слова проецируются на доску: иголка, золотой, крепкий, свежий, голова, осветить.

8. Самостоятельная работа (из четырёх заданий).

На доске записаны слова с пропущенными буквами: еж..вика, парч..вый, лак..ровать, мур..вей, грош..вый, ш..рох.

Первое задание: спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы, определите лексическое и грамматическое значение данных слов.

Второе задание: сделайте лексический разбор двух слов (по выбору учащихся).

Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить порядок лексического разбора слова, план которого дан на с. 194 учебника.

Третье задание (редактирование): исправьте ошибки в словосочетаниях (можно предложить учащимся задание на карточках).

Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, гигантский небоскрёб, ихние овраги, моя автобиография, увеличить уровень, играть значение, большинство времени.

Четвёртое задание: напишите сочинение-миниатюру, используя фразеологические обороты: мутить воду, два сапога пара, сломя голову, делать из мухи слона и др.

Тестовые задания

1. Укажите слова и словоформы, которые употреблены в переносном значении.

Ответ: в, е, ж.

2. Укажите слова, которые употреблены в прямом значении.

  Ответ: б, в, г, е, ж.

3. Укажите слова, которые в предложении являются омонимами.

Ответ: г — ж.

4. Укажите предложения, в которых употреблено устаревшее слово.

  а) Теперь сомненья решены:

  Они на мельницу должны

  Приехать завтра до рассвета…

  б) Служил я теперича в земском суде заседателем.

  в) Сильнее запах тополиный

Средь наступившей тишины…

  г) Навис покров угрюмой нощи

  На своде дремлющих небес.

   Ответ: б, г.

5. Укажите в предложении синонимы.

  ждали чьего-то гневного, оглушительно грозного приказания. Ответ: ж, и.

6. Укажите пословицы, в которых имеются антонимы.

  а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

  б) Любишь брать, люби и отдавать.

  в) Много прочёл, да мало учёл.

  г) Лошадка упряма, да везёт прямо.

Ответ: б, в.

7. Укажите слово(а), заимствованное(ые) из английского языка.

  а) дирижёр

  б) хоккей

  в) вахтёр

  г) хобби

  Ответ: б, г.

8. Укажите фразеологические обороты.

  а) Держать в руках палку.

  б) Держать себя в руках.

  в) Делать из мухи слона.

  г) Делать из бумаги цветы.

  Ответ: б, в.

9. Укажите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Этот его поступок остался безнаказанным.

б) Областной учительский форум закончился.

в) Художник наносил на холст экономные мазки.

г) Произнесли тост в честь новорождённого.

Ответ: а, б.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 42, упр. 235.

29.04.2020. 9-А класс. Русский язык

Дорогие ребята!

        Еще раз напоминаю, как подписывать файл и тему письма для пересылки
учителю:

  
9-А. 29.04. Иванов А., где 9-А – ваш класс; 29.04. – дата урока; Иванов
А. – ваша фамилия.

       Моя электронная почта: svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

      При возникновении вопросов звоните по
телефону: 071-382-45-60. Всегда рада помочь!

Ваша Светлана Ивановна

9-А класс

Дата: 29.04.2020               

Тема: Повторение по темам «Фонетика и
графика. Лексикология (лексика) и фразеология».        
            Закрепление навыков грамотного
письма

Цель урока: путём
выполнения практических заданий вспомнить и закрепить материал, изученный в 5-9
классах, навыки грамотного письма.

Ход
урока

I.    

Постановка новой
темы.

 Итак, мы закончили изучение
систематического курса русского языка. Это значит, что пришло время повторения! Совместим
эту работу с подготовкой к обязательному государственному экзамену по русскому
языку (ОГЭ).

II. Тренировочные
упражнения.

 Задание 1 (выполняем в Листке контроля)

 — Вы повторили теоретический материал § 41, 42
с. 159, 161 учебника. Предлагаю проверить свои знания с помощью тестов:

Тестовые задания

1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем
букв.

а)
мысль                                         
в) борьба

б)
сажают                                       
г) юбилей

2. Укажите слова, в которых букв больше, чем
звуков.

а)
безлюдье                                    в) площадь

б)
судьба                                       
г) крыша

3. Укажите слова,
в которых встречаются только твердые согласные.

а)
место                                        
в) кресло

б)
пароход                                   
 г) стул

4. Укажите
правильную фонетическую транскрипцию слова лягте.

а)
[л’й’акт’э]                                
в) [л’агт’э]

б)
[л’акт’э]                                    
г) [л’ахт’э]

5. Укажите слова, в которых написание согласных не
совпадает с их произношением.

а)
здесь                                        
в) пустячный

б)
вдруг                                        
г) помощник

6. Выпишите слова, которые употреблены в переносном
значении.

Тихо-тихо. Ни
словечка.

Сонно гнутся
травы,

Да ворчит устало
речка

Возле переправы.

7. Выпишите слова,
которые в предложении являются омонимами. Каково значение этих омонимов?

Сев
в такси, спросила такса:


За проезд какая такса?

8. Укажите
предложения, в которых употреблено устаревшее слово.

а) Теперь сомненья
решены:

Они на мельницу
должны

Приехать завтра
до рассвета…

б) Служил я
теперича в земском суде заседателем.

в) Сильнее запах
тополиный

Среды
наступившей тишины…

г) Навис покров
угрюмой нощи

На своде
дремлющих небес.

9. Выпишите из предложения
синонимы.

      Молча и нетерпеливо ждали врачи какого-то
сигнала, ждали чьего-то гневного,

      оглушительно грозного приказания.

10. Укажите
пословицы, в которых имеются антонимы.

а) Любишь
кататься, люби и саночки возить.

б) Любишь брать,
люби и отдавать.

в) Много прочёл,
да мало учёл.

г) Лошадка
упряма, да везёт прямо.

11. Укажите
фразеологические обороты.

а) держать в
руках палку.

б) держать себя
в руках.

в) делать из
мухи слона.

г) делать из
бумаги цветы.

12. Укажите
предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Этот его
поступок остался безнаказанным.

б) Областной
учительский форум закончился.

в) Художник
наносил на холст экономные мазки.

г) Произнесли
тост в честь новорождённого.

III. Домашнее
задание:

В
пятницу 01.05. мы отдыхаем, но не забываем о подготовке к ГИА:
напиши текст диктанта № 10 «Привязанность»
из сборника диктантов для ГИА – 2020, проверь, сфотографируй и пришли мне на
почту
svetlanka.shevchenko.67@mail.ru

                               Желаю успеха!

Лист
контроля

9-А класс      
____________________________________________________________

                                               ФИО учащегося

29.04.2020    Русский язык

Тема: Повторение по темам «Фонетика и
графика. Лексикология (лексика) и фразеология».        

            Закрепление навыков грамотного
письма

Тестовые задания

1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем
букв.

а)
мысль                                         
в) борьба

б)
сажают                                       
г) юбилей

Ответ:

2. Укажите слова, в которых букв больше, чем
звуков.

а)
безлюдье                                    в) площадь

б)
судьба                                       
г) крыша

Ответ:

3. Укажите слова,
в которых встречаются только твердые согласные.

а)
место                                        
в) кресло

б)
пароход                                   
 г) стул

Ответ:

4. Укажите
правильную фонетическую транскрипцию слова лягте.

а)
[л’й’акт’э]                                
в) [л’агт’э]

б)
[л’акт’э]                                    
г) [л’ахт’э]

Ответ:

5. Укажите слова, в которых написание согласных не
совпадает с их произношением.

а)
здесь                                        
в) пустячный

б)
вдруг                                        
г) помощник

Ответ:

6. Выпишите слова, которые употреблены в переносном
значении.

Тихо-тихо. Ни
словечка.

Сонно гнутся
травы,

Да ворчит устало
речка

Возле переправы.

Ответ:

7. Выпишите слова,
которые в предложении являются омонимами. Каково значение этих омонимов?

Сев
в такси, спросила такса:


За проезд какая такса?

Ответ:

8. Укажите
предложения, в которых употреблено устаревшее слово.

а) Теперь сомненья
решены:

Они на мельницу
должны

Приехать завтра
до рассвета…

б) Служил я
теперича в земском суде заседателем.

в) Сильнее запах
тополиный

Среды
наступившей тишины…

г) Навис покров
угрюмой нощи

На своде
дремлющих небес.

Ответ:

9. Выпишите из предложения
синонимы.

      Молча и нетерпеливо ждали врачи какого-то
сигнала, ждали чьего-то гневного,

      оглушительно грозного приказания.

Ответ:

10. Укажите
пословицы, в которых имеются антонимы.

а) Любишь
кататься, люби и саночки возить.

б) Любишь брать,
люби и отдавать.

в) Много прочёл,
да мало учёл.

г) Лошадка
упряма, да везёт прямо.

Ответ:

11. Укажите
фразеологические обороты.

а) держать в
руках палку.

б) держать себя
в руках.

в) делать из
мухи слона.

г) делать из
бумаги цветы.

Ответ:

12. Укажите
предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Этот его
поступок остался безнаказанным.

б) Областной
учительский форум закончился.

в) Художник
наносил на холст экономные мазки.

г) Произнесли
тост в честь новорождённого.

Ответ:

                                               Спасибо
за работу!

Художник написал портрет на холсте бумаги лексическая ошибка

1. Кто был создателем русского алфавита?

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

б) Кирилл и Мефодий.

2. Найди соответствия

1.Вставлять палки в колеса А. Рассказывать секреты

2.Бить баклуши Б. Мешать

3.Выносить сор из избы В. Бездельничать

3.Почему словарный состав русского языка постоянно пополняется?

5.Расставь ударения в словах

Сливовый, шарфы, сироты

6.Найдите причастие, которое употреблено неверно.

а) Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

б) В комнате убрато.

в) Построенный дом был очень красив.

7.Найдите лексические ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

а) Вам необходимо поставить роспись на документе.

б) Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты.

в) Я одела платье и вышла в магазин.

8.Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов.

а) Граждане пассажиры, оплатите за проезд.

б) Я стану дипломатом музыкального конкурса.

в) Сегодня вечером мы осуждали план будущего урока.

9.Найдите правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.

Наблюдая за облаками,

а) я чувствовал спокойствие;

б) мне было спокойно;

в) ему стало страшно.

10.Запишите предложения в исправленном виде.

а) Дети играли в мяч, вышедшие во двор.

б) Я разговариваю с мамой, готовившей пирог.

в) Я долго разговаривал с авторами, написавших эту замечательную статью.

11.Запишите предложения в исправленном виде

а) Большинство одобряют политику президента.

б) Лишь небольшая часть граждан участвовали в выборах.

в) К нам приехали двадцать один студент.

12.Основные виды переработки текста.

13.Что относится к основным признакам текста?

ПОЖАЛУЙСТА
родной русский язык

Олимпиада по русскому языку и литературе для учащихся 8 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 8 КЛАСС

1. Определите, сколько раз каждый звук слова «тир» встречается в следующей фразе:

Жили-были старик со старухой.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Почти (не)двигающаяся туча; (не)ожиданно ок..залась у г..ризонта; бл..с(?)нула огне..ая нить; смеша..ый лес; проб..рались (на)угад; мгнове..о оз..ряется; (не)решительный, но как(будто) тр..вожный; пока ливень (не)пустился (во)всю.

3. Правильно определен способ образования слова:

1. подчеркивание – подчеркивать;

2. окаменелость – окаменеть;

3. сотрясение – трясти.

4. Из приведенных пар выпишите правильные словоформы:

Выйди – выйдь. Ляг – ляжь. Едь – поезжай. Хочет – хочит. Промок – промокнул. Мурлычет – мырлыкает. Играя – играючи. Двигает – движет.

4 балла (6 баллов)

5. В каких словах пишется буква -о-:

а) р..стение; б) отр..сль; в) р..сточек; г) отв..рить дверь; д) отв..рить грибы; е) п..лить цветы; ж) солнцем п..лимы; з) разг..рается; и) з..ря; к) прик..сается.

6. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, имитация.

7. В приведенных ниже высказываниях найдите лексические ошибки, предложите исправленные варианты.

1. Художник написал портрет на холсте бумаги. 2. Силясь побороть слабость, девушка продвигалась вперед. 3. Советские солдаты прославились еще в Куликовской, Бородинской и Сталинградской битвах. 4. Ребята жили в одном доме, но на различных этажах.

8. Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных.

1. Голоден как… 2. Хитер как… 3. Труслив как… 4. Здоров как… 5. Изворотлив как…

6. Надут как… 7. Нем как… 8. Грязен как… 9. Упрям как… 10. Болтлив как…

9. Найдите обобщающее понятия слово, которое синонимично обоим приведенным вариантам.

мелодия (…) побудительная причина

несложный (…) вынужденное бездействие

созревать (…) исполнить песню

инструмент (…) поглощение жидкости (прошедшее время)

10. К каким частям речи относятся слова:

пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых, пятиэтажный.

11. Найдите «лишнее». Прокомментируйте.

Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно.

12. Правильно определены морфологические признаки слова в предложении:

1. Глухим темным вечером ( сущ., нариц., неодуш., м.р., II скл., в тв. п., ед. ч.) в дом кто-то постучал.

2. Редко перекликались (несов. в., переход., I спр., в изъяв. накл., мн. ч.) птицы.

3. впереди стояла коленом изогнутая ( прич., страд., прош. вр., сов. в., в им. п., ед. ч., ж.р.) береза.

13. Из приведенных ниже высказываний выпишите все словосочетания. Определите тип связи.

1. Все журналы. 2. Мороз и солнце. 3. Александр Блок. 4. Отчетливо вижу.

5. Изысканная обстановка. 6. Брат и сестра. 7.Ворон – птица зловещая. 8. Симфония пробуждения.

14. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.

2.Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

3. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.

4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

15. Отредактируйте отрывок из сочинения ученика, избегая повторов и смыслового однообразия предложений.

Мой родной город – Москва. Москва – очень древний город. Москва была основана в XII веке. Основателем Москвы был русский князь Юрий Долгорукий. В Москве стоит памятник Юрию Долгорукому. Памятник стоит в центре Москвы.

Максимальное количество баллов: 60.

КЛЮЧИ (РУССКИЙ ЯЗЫК, 8 КЛАСС)

1. [т’] – ни разу, [и] – 3 раза, [р] – 1 раз.

2. Почти не двигающаяся туча; неожиданно оказалась у горизонта; блеснула огненная нить; смешанный лес; пробирались наугад; мгновенно озаряется; нерешительный, но как будто тревожный; пока ливень не пустился вовсю.

3. 1; окаменелость от окаменелый; сотрясение от сотрясти.

4. Выйди, ляг, поезжай, хочет, промок, мурлычет, играя, двигает ( промокнул – зависит от ударения; играючи – наречие, допускается – движет: за эти объяснения добавить 2 балла).

6. Перерыв, положение, призыв, предназначение, конец, послесловие, подражание.

7. мотив, знать, простой, спеть, пила.

8. Холсте – листе, силясь – стараясь, советские солдаты – русские воины, различных – разных

9. 1. волк 2. лиса 3. заяц 4. бык 5. уж 6. индюк 7. рыба 8. свинья 9. осел 10. сорока.

10. числ. кол., числ. собир., числ. поряд., сущ., сущ., нареч., нареч., прил.

11. В комнате светло. Не краткая форма прил., а слово категории состояния.

12. 1, 3; глагол, неперех., в прош. вр.

13. 1. – согласование, 4 – примыкание, 5 – согласование, 8 – управление.

ГОРОДСКОЙ ТУР ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, 8 КЛАСС

1. Какие литературные жанры соответствуют данным определениям?

А. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенная тема – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.

Б. История жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя, этап жизни героя представлен в ряде эпизодов; достаточное количество событий и действующих лиц; часто отмечается хронологическое развитие сюжета и соответствующая композиция.

В. Стихотворение восторженного характера (торжественное) в честь какого-либо лица или события.

Г. Разновидность драматического произведения, в основе – осмеяние общественного и человеческого несовершенства, противоречие (несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного.

Д. Крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором соединены эпическое и лирическое начала; повествование об исторических событиях и событиях жизни героя раскрывается через восприятие и оценку повествователя.

2. Каким художественным приемам и средствам соответствуют следующие определения?

А. Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью выяснить отличительные черты одного из них при помощи другого.

Б. Изображение неодушевленных предметов одушевленными, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

В. Противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Г. Чрезмерное преувеличение; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления.

Д. Нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении; часто встречается в поэтической речи.

3. Определите образное средство:

А. ветерок чуть дотрагивался до щек;

Б. мать, как степная чайка, вилась над детьми своими;

В. звонкое ржание;

Г. русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность.

4. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены, докажите свое мнение, опираясь на знание особенностей каждого жанра.

А. Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел».

Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Б. Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются, —

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

«Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верою-правдою,

Постоять за веру христианскую»

В. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Г. Дам тебе я на дорогу

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Д. Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол митрополии Российской.

5. Назовите героя, чья гибель описана в отрывке, автора и произведение.

Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы…

6. Соедините героев одного произведения, укажите его название.

1. Хрюкин А. Караколь

2.Феврония Б. Кирибеевич

3. Андрий В. Пантагрюэль

4. Степан Парамонович Г. Митиль

5. Мисс Жаксон Д. Петр

6. Дубровский Е. Соловей-разбойник

7. Вероника Ж. Лиза Муромская

8. Гаргантюа З. Очумелов

9. Тильтиль И. Орина Егоровна Бузырева

10. Илья Муромец К. Кукубенко

7. Расположите в хронологическом порядке:

А. М.Ю.Лермонтов «Беглец»;

Б. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»;

В. А.С.Пушкин «Кавказский пленник»;

Г. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»;

Д. С.А.Есенин «Береза»;

Е. Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии».

8. Соотнесите фамилии писателей и даты их жизни:

1. С.А.Есенин А. 1494 – 1553

2. В.Ю. Драгунский Б. 1799 – 1837

3. М.Ю.Лермонтов В. 1814 – 1841

4. Л.Н.Толстой Г. 1828 – 1910

5. А.С.Пушкин Д. 1895 – 1925

6. Ф.Рабле Е. 1913 – 1972

9. Соотнесите название произведения и его жанр:

1. Жизнь и подвиги Геракла А. былина

2. «Няне» А.С.Пушкина Б. роман

3. «Вересковый мед» Р.Стивенсона В. сказка

4. «Богатырское слово» Г. очерк

5. «Дубровский» А.С.Пушкина Д. сага

6. «Черная курица…» А.Погорельского Е. повесть

7. «Угон быка из Куалнге» Ж. рассказ

8. «Дары волхвов» О.Генри З. стихотворение

9. «Выстрел» А.С.Пушкина И. баллада

10. «Тень» Е.Л.Шварца К. пьеса

11. «Бежин луг» И.С.Тургенева Л. миф

10. Из стихотворения Ольги Берггольц выпишите метафорические выражения. Объясните их значения.

Перешагнув порог высокий,

остановилась у ворот.

Июльский вечер светлоокий

спускался медленно с высот.

И невский ветер, милый, зримый,

летел с мостов, гремя, смеясь…

Но столько раз мне это снилось,

что не обрадовалась я.

Я не упала тут же рядом

в слезах отважных и живых,-

лишь обвела усталым взглядом

унылый камень мостовых.

О, грозный вечер возвращенья,

когда спаленная дотла,

душа моя не приняла

ни мира, ни освобожденья…

Максимальное количество баллов: 75.

КЛЮЧИ (ЛИТЕРАТУРА, 8 КЛАСС)

1. А. элегия, Б. повесть, В. ода, Г. комедия, Д. поэма

2. А. сравнение, Б. олицетворение, В. антитеза, Г. гипербола, Д. инверсия

3. А. О (М) Б. С (М) В. Э Г. М

4. А. басня (герой-животное, иносказание, мораль)

Б. былина (сюжет, Киев-град, князь Владимир, отсутствие рифмы, наличие ритма (речитатив), устаревшие слова, уменьшительно-ласкательные суффиксы, повторы).

В. пословица (краткость, мудрость, иносказание)

Г. колыбельная (припевка (баюшки-баю), ритмичность, мелодичность, благословление матери)

Д. житие (сюжет, герои, терминология, устаревшие слова, понятие «всем миром»)

по 3 балла за наиболее полный комментарий.

5. Остап Бульба, Н.В.Гоголь «Тарас Бульба».

6.1З «Хамелеон»; 2Д «Повесть о Петре и Февронии Муромских»;

3К «Тарас Бульба»; 4Б «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

5Ж «Барышня-крестьянка»; 6И «Дубровский»; 7А «Город Мастеров»;

8В «Гаргантюа и Пантагрюэль»; 9Г «Синяя птица»;

10Е «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

8. 1Д 2Е 3В 4Г 5 Б 6 А

9. 1Л 2З 3И 4А 5Б 6В 7Д 8Ж 9Е 10К 11Г

Входная контрольная работа по русскому языку 11 класс в форме ЕГЭ 2022

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальная входная контрольная работа по русскому языку 11 класс в форме ЕГЭ 2022 2 варианта с ответами для проведения в 1 четверти 2021-2022 учебный год, дата проведения работы в Оренбургской области 9 октября 2021.

Варианты входной контрольной работы по русскому языку 11 класс

Задания и ответы из 1 варианта

Принято считать, что самовары впервые появились у римлян. При раскопках Помпеи был обнаружен бронзовый сосуд с краном, на трех «лапах» и со съемной крышкой. В Китае, довольно изолированном от всего прочего мира, существовал свой собственный самовар, имевший металлический корпус, отделение для дров и служивший тоже для нагрева воды. Есть версия, что самовар был привезен к нам из Голландии при Петре Великом, но документального подтверждения этой версии не найдено. другим источникам, в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Недаром Тула называется самоварной столицей России. На Руси пили горячий чай помногу – на дворе сильный мороз, блюдечко держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Разговор вели так же чинно, не торопясь, четырёхведерный самовар постоянно отдавал жаром и теплом.

1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение, так как устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями, а не излагается их хронологическая последовательность.
  • 2) Употребление имён собственных, числительного способствует точности, конкретности изложения.
  • 3) Эмоциональность текста усиливается использованием обособленного дополнения, обособленных определений, выраженных причастными оборотами обособленных обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
  • 4) Обобщение в тексте достигается за счёт употребления неопределённо личных предложений.
  • 5) В тексте реализована имитация непосредственного общения с помощью форм 3-го лица глагола, слов разговорного стиля: помногу, четырёхведерный.

Правильный ответ: 2345

2)Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите этот производный предлог

Правильный ответ: согласно

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведён ном фрагменте словарной статьи. МИР-м.р, -а

Правильный ответ: 7

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. брЯцать (оружием), (повелось) издрЕвле, (окупить) сторИцей, вертИшь (хвостом), втрИдорога, донЕльзя.

Правильный ответ: бряцать

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. В скачках принимали участие только МАСТИСТЫЕ лошади. В заливе были в достатке НИТЧАТЫЕ и листовидные водоросли. Холст с ОБОРОТНОЙ стороны пропитали тёплым клеем. Никому не доверяя, генеральный директор сам руководил ПОВЕРКОЙ всей документации. На лесистом берегу притаилась богатая РАСКОЛЬНИЧЬЯ деревня.

Правильный ответ: проверкой

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово. Результативность указывает на то, были ли достигнуты поставленные задачи, и даёт ответ на вопрос, был ли выбранный подход достаточен для достижения поставленных задач.

Правильный ответ: целей

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • с ВОСЬМЬЮСТАМИ гостями
  • полезные КРЕМА
  • АДРЕСА школ
  • грущу ПО ВАС
  • ВКУСНЫЙ гренок
  • пара ДЖИНСОВ

Правильный ответ: кремы

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • 1) авиакомпания; импровизация; горизонт; роскошный; поднимать;
  • 2) строжайший; приземлённый; поглощение; методика; раздевалка;
  • 3) приоритет; палисадник; привилегированный; голодание; удивление;
  • 4) макать (в молоко); уравнение; равнина; обжигание; пробираться;
  • 5) вплотную; пластилин; грязнуля; заледенелый; загляденье.

Правильный ответ: 25

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) чере_седельник; и_жога; бли_сидящий; в_бешенный; в_тревоженный;
  • 2) пр_пятствия; пр_поны; пр_исподняя; пр_грешение; пр_небрегать;
  • 3)сверх_ндустриализация;вз_мать; меж_рригационный (период); дез_нформировать; про_нвентаризовать;
  • 4) превозмоч_; ноябр_ский; неб_ющийся; забуд_те; п_едестал; кар_ера;
  • 5) раз_яснить; об_ехать; компан_он; четырёх_этажный; с_экономить.

Правильный ответ: 234

11)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) бисер_нка; скваж_нка; спал_нка; француж_нка; черкеш_нка;
  • 2) пудрен_чка; селень_це; кресл_це; соч..нский; милост_вый;
  • 3) раскрепощ_нность; расч_тливость; печ_нка; сгущ_нка; реч_нка;
  • 4) масл_ные (руки); масл_ные (брюки); масл_ная (каша); ветр_ная (мельница); ветр_ный (день);

Правильный ответ: 25

12)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  • 1) бре_щий (полёт); дыш_щие (животные); колыш_щиеся (на ветру); пол_щие (сорняки); мел_щая (кофе);
  • 2) использ_вать; отпляс_вать; откап_вать; попроб_вать; проветр_вать;
  • 3) ре_щий; стел_щийся; леле_щий; се_щий; бор_щиеся (за мир);
  • 4) выкач_нная (нефть); выслуш_нные (замечания); замеш_нный (в преступлении); обвеш_нный (орденами);
  • 5) дети пряч_т (игрушки); (малыши) лепеч_т; (адвокаты) хлопоч_т; (они) маш_т; (они) реж_т (хлеб).

Правильный ответ: 345

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Света (НЕ) ДОГОВОРИЛА фразу и пошла на балкон. Горы в районе посёлка отнюдь (НЕ) ВЫСОКИЕ. Бахаревский дом был (НЕ)БОЛЬШОЙ, но уютный. Заседание совета перенесено по (НЕ) ЗАВИСЯЩИСЯЩИМ от учредителя обстоятельствам. Решение приостановить поставки было (НЕ) ПРАВИЛЬНЫМ, а ошибочным.

Правильный ответ: небольшой

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Мы грустили (ОТ) ТОГО, что (В) ПРОДОЛЖЕНИЕ года сестра не приезжала. ЧТО (БЫ) она ни делала, всё у неё получалось ТАК (ЖЕ) хорошо, как и у её матери. Для того ЧТО (БЫ) поступить в наш университет, надо минимум (ПОЛ) ГОДА готовиться по особой программе. Вдруг ОТКУДА (ТО) появился (НЕ) КТО иной, как Пронин. (ПО) ЭТОМУ выражению лица учитель понял, что Петров тут (НИ) (ПРИ)ЧЁМ.

Правильный ответ: чтобы полгода

15)Укажите все цифру (-ы), на месте которых пишется Н. Никогда так не удавались поварам Ивана Грозного, труже(1)икам и трезве(2)икам, лимо(3)ые кальи, верче(4)ые почки, румя(5)ые караси и конвертики со сви(6)ым мясом; особе(7)ое удивление возбуждали исполинские рыбы, пойма(8)ые в Студеном море и присла(9)ые в Слободу из Соловецкого монастыря; их привезли живыми, в огромных бочках, опая(10)ых по кругу, чтобы не попал ветре(11)ый дух.

Правильный ответ: 145611

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1)За окнами дует холодом и сыплет снег. 2) Морозило и за снежными полями на западе тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря. 3) Когда прошло несколько лет и обстоятельства снова привели его в родное село он был поражён открывшейся картиной запустения. 4) Шторы были раздвинуты и свет уличного фонаря слегка озарял постель и забинтованную голову больного. 5)Солнце едва показалось из-за зелёных вершин и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление.

Правильный ответ: 345

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Лет шестнадцать (1) семнадцать тому назад вся округа (2) ныне облагодетельствованная Иваном Кузьмичом (3) местным богачом (4) смело могла быть причислена к одной из самых обыкновенных на Руси глухих местностей (5) часто встречающихся на просторах средней полосы России: поля были бесконечные (6) оживлённые только (7)скачущими по пашне (8)галками и воронами (9) или фигурой крестьянина (10) нищего старика (11)издали напоминающего собой ту же ворону.

Правильный ответ: 1234561011

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Сестра была гораздо старше своего брата (1) следовательно (2) вовсе не удивительно, что они не походили друг на друга: он малый молодой, она (3) напротив (4)пожилая барышня. Однако (5) нельзя не отдать ей справедливости: она большая мастерица выбирать свои положения и (6) конечно (7) придавать им какую-то особую грациозность.

Правильный ответ: 123467

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые). Врач почему-то не начинал прием (1) и около дверей в тесном коридорчике (2) освещенном чахлой лампочкой (3) было настоящее вавилонское столпотворение: пожилые женщины (4) лица которых раскраснелись от духоты (5) хмурые старики (6) старшеклассницы (7) визгливо кричащие (8) что пройдут вне очереди (9) потому что им всего-навсего нужно поставить штамп (10) грудные дети (11) которые плакали на руках (12) измученных ожиданием (13) мам.

Правильный ответ: 1234567891011

20)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Свободный рынок XVIII–XIX веков породил особый тип личности (1) и (2) когда мы говорим (3) что авантюристы того времени были людьми «рыночного» склада (4) то имеем в виду (5) что основной целью для них было дёшево купить и дорого продать (6) и (7) что эти люди ради наживы были готовы идти на всё.

Правильный ответ: 1345

22)Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Анна Вячеславовна не хотела просить денег у детей, поскольку просить и одалживаться не любила. 2) Для продажи Анна Вячеславовна выбрала изящную чашку давнишнего французского фарфора. 3) Молодой человек удивился количеству антикварных вещей в квартире пожилой женщины. 4) Сборник стихов Симонова бережно хранился, старательно упакованный в пластиковый пакет. 5) Анну Вячеславовну мучила совесть, она понимала, что её обманули, ведь автограф Симонова можно было продать за большие деньги.

Правильный ответ: 1235

26)Боль старой обманутой женщины, лишившейся книги, олицетворяющей для неё память о любимом муже, помогают передать писателю такой троп, как (А) __ («ужасный месяц» в предложении 51), а также средства синтаксической выразительности: (Б) ___ (предложения 46–47, 53–54), (В)___ (предложения 52, 55). Чувство любви, которое не угасло с годами в душе героини, очень трогательно изображает автор рассказа, используя стилистическую фигуру (Г) __ (предложение 53)».

Правильный ответ: 3749

Задания и ответы из 2 варианта

Историческую основу «Слова о полку Игореве» составляют реальные события – поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Решение Игоря выступить «малой силой» было обусловлено тем, что ему не удалось принять участие в победоносных сражениях в составе войска киевского князя Святослава в 1183 и 1184 годах – и теперь Игорем движет жажда славы и воинского признания (как характеризует мотивы подобных поступков Святослав, «прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим»). Это, , вовсе не исключает и искреннего стремления Игоря остановить набеги половцев на южные рубежи Руси. Но следствием необдуманного похода стала гибель дружины, позорное пленение князя Игоря и возобновление военных действий на степных окраинах (что свело недавние победы киевского князя на нет: «коварство пробудили раздором, которое перед тем усыпил было отец их»). Автор «Слова…» (анонимный, как и у большей части памятников древнерусской литературы) рисует одно из множества частных военных событий XII века эпически масштабным.

1)Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Основной функционально-смысловой тип речи текста — рассуждение с элементами повествования, так как устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и излагается их хронологическая последовательность.
  • 2) Употребление имён собственных, числительных способствует точности, конкретности изложения.
  • 3) Эмоциональность текста усиливается использованием эпитетов и метафор.
  • 4) Конкретизация, детализация в тексте достигается за счёт употребления вставных конструкций.
  • 5) Большая часть сказуемых — пассивные конструкции, в состав которых входят возвратные глаголы и страдательные причастия.

Правильный ответ: 124

2)Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Правильный ответ: однако

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ОСНО́ВА, -ы, ж.

Правильный ответ: 2

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. зернопровОд, деревянИстый, рефлексИя, черепИтчатый, частопЕтельный (шов), (городской) квартАл

Правильный ответ: рефлексия

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов 2) Рыба, которую мы поймали в озере, была мелкая и КОСТИСТАЯ. 3) В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСНАЯ мука. 4) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках. 5) Катерина начала читать письмо намеренно ДЕРЕВЯННЫМ, глухим от скрытого раздражения голосом.

Правильный ответ: костная

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Выпишите это слово. Вокруг источников воды на площади 50 гектаров проведена дезинфекция личинок комаров.

Правильный ответ: дезинфекция

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. сладкий работать СКУРПУЛЁЗНО быстро ВЫЗДОРОВЕЕТ в ПОЛУТОРА часах пять КОЧЕРЁГ кастрюли БЕЗ ДОНЬЕВ нет ПЕЧЕНИЙ.

Правильный ответ: скрупулёзно

9)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

  • 1) умиляться (ребенку); понизовье; развеваются волосы (на ветру); стеснённые (обстоятельства); тиснёный (переплёт);
  • 2) поглощение; блистательный; скрипит (дверь); скрепить (бумагу); росистое (утро);
  • 3) запивать (лекарство); напрямик; претерпевать; отварить (макароны); увядать (без воды);
  • 4) просвещение; скрипеть (сапогами); переживать (за родных); отощать (от голода); щипать (лучину);

Правильный ответ: 134

10)Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) во_рождение; во_действие; во_хождение; во_звание; мирово_зрение; 2) пр_парировать; пр_амбула; пр_людия; пр_кословить; пр_пираться; 3) без_нвентарный; пред_стория; без_скусный; без_мянный; пред_юньский; 4) ад_ютант; с_язвить; пред_юбилейный; ин_екция; меж_ядерный; 5) з_пасать; п_дкладка; з_черкнуть; н_дкусить, пр_российские (санкции).

Правильный ответ: 234

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Я (НЕ) ДОУЧИЛАСЬ с ними до конца, а перешла на другое отделение. Мне (НЕ) МОЖЕТСЯ на рассвете. В сварочном цехе нет места (НЕ) УСВОИВШИМ правила техники безопасности. (НЕ) ДОПИСАВ сочинения, Катя закрыла тетрадь. (НЕ) ХВАТАЕТ только, чтобы градом ростки побило!

Правильный ответ: неможется

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Следует иметь (В) ВИДУ, что (В) ТЕЧЕНИЕ первой половины романа главный герой не является читателю. (В) ОБЩЕМ, Чехов озадачил постановщиков «Вишневого сада», (ОТ) ТОГО что назвал пьесу комедией. И (ТАК), Жуковского ждала почетная отставка (В) ВИДУ совершеннолетия воспитанника – будущего императора Александра II. (ПО) НАЧАЛУ дела кинокомпании шли неплохо, но (ВО) ВРЕМЯ съемок последнего фильма продюсер разорился. (В) СВЯЗИ с бывшим в начале декабря в Петербурге возмущением предписано было Ермолову немедленно арестовать Грибоедова «со всей осторожностью, ЧТО (БЫ) тот не имел времени истребить бумаги, до дела касающиеся».

Правильный ответ: итак ввиду

15)Укажите все цифру (-ы), на месте которых пишется НН. Таня звякнула жестя(1)ым ключом, отпирая стекля(2)ый шкаф с мелкими металлическими драгоце(3)остями, вытащила из слома(4)ого бимса пинцеты, скальпели, пересчитала всю эту старую дребедень поштучно и, расписавшись в тетрадке за получе(5)ый инструментарий, стала неровно спускаться в полуподвал по круто прорубле(6)ой вниз лесенке, краше(7)ой-перекраше(8)ой много раз зелёной масля(9)ой краской.

Правильный ответ: 2345678

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Часто маленький Шопен брал несколько придуманных им же аккордов или короткую мелодию и терзал их изменял. 2) Морозило и за снежными полями на западе тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря. 3) Когда прошло несколько лет и обстоятельства снова привели его в родное село он был поражён открывшейся картиной запустения. 4) Шторы были раздвинуты и свет уличного фонаря слегка озарял постель и забинтованную голову больного. 5) В деревне все сельские мальчишки ни свет ни заря отправлялись рыбачить на Волгу.

Правильный ответ: 134

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Не обладающий особым достатком (1) он (2) бывалый тверской купец (3) был мало похож характером на других купцов (4) думающих только о барыше (5) и не гнушающихся обманом (6) он отличался жадным интересом к разным странам (7) долгое время закрытым от русских торговцев (8) к тому (9) чем (10) и как живут люди в (11) мало известных русским (12) краях..

Правильный ответ: 12346789

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Его доброта (1) вернее (2) его великодушие тронуло меня. Вернее (3) этого старинного способа я не знаю ничего. Я (4) видишь (5) всё это уже испытал. А бабка Варвара (6) видишь (7) как говорит?

Правильный ответ: 12457

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая (-ые). Дом (1) или вернее дворец (2) выстроен тем же итальянцем (3) который (4) строил церковь и огромные ворота (5) на которых (6) лежат два презрительно дремотных льва (7) и уже густо растёт что-то дикое (8) настоящая трава забвения (9) продираясь сквозь которую (10) я входил прямо во дворец (11) в вестибюле (12) которого (13) весь день сидел в старинном атласном кресле с короткой винтовкой на коленях однорукий китаец.

Правильный ответ: 1235891011

20)Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Это был странный парень (1) очень молчаливый (2) хотя с таким видом (3) будто вот-вот заговорит (4) он часто и бессмысленно открывал рот (5) как дети (6) страдающие аденоидами (7) но не издавал ни звука (8) быть может (9) он ждал полной тишины (10) чтобы уронить своё царственное слово (11) и чтобы сказать что-то значимое для всех (12) но как-то пропускал момент.

Правильный ответ: 1234567891012

26)«Когда ребёнок начинает думать о близких ему людях, когда он отказывается от самого заветного и желанного, тогда, очевидно, и происходит его взросление. И в годы тяжёлых военных испытаний маленький человечек рано становится взрослым. Эти мысли Юрий Яковлев выразил в простой и доступной форме, которая создаётся использованием синтаксического средства (А)___ (предложения 13–18, 44–45) и лексического средства (Б) ___ («хлебушка» в предложении 14, «целёхонький», «рожицей» в предложении 43, «гостинец» в предложении 50, «буркнул» в предложении 60). Автор прибегает и к такому тропу, как (В) __ (в предложении 67), и к многочисленным (Г)__ (в предложениях 33, 34)».

источники:

http://infourok.ru/olimpiada-po-russkomu-yaziku-i-literature-dlya-uchaschihsya-klassa-1047827.html

http://100balnik.ru/%D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-2/

  1. Лексические
    ошибки, связанные с непониманием
    значения слова.

Одной
из самых распространённых речевых
ошибок является употребление слова в
несвойственном ему значении вследствие
незнания значения слова.

Например,
в школьном сочинении есть такая фраза:
Художник
нарисовал
репродукцию
картины и вышел из комнаты.

В данном контексте слово репродукция
не может быть употреблено, поскольку
оно означает «картина, рисунок,
воспроизведенные посредством печати».
Такого рода ошибки можно встретить не
только в разговорной речи или в школьных
сочинениях, но и в печати, теле- и
радиопередачах, даже в научных текстах
и официальных документах.

Очень
часто понятийная неточность связана с
ошибочным употреблением слов из
пассивного словарного состава –
устаревших слов и слов, недавно вошедших
в состав лексики русского языка. В состав
устаревших слов входят историзмы и
архаизмы. Историзмы
– это устаревшие слова, которые вышли
из употребления в связи с исчезновением
тех предметов, явлений, которые они
обозначали. Например, в современном
русском языке историзмами являются
слова, называющие такие виды средневекового
оружия, как палица,
арбалет
.
К этому пласту лексики относятся и
слова, обозначающие социальные группы
прошлого, такие как опричник,
фрейлина, урядник, квартальный.

Утрата явления приводит к постепенной
утрате слова. Историзмы не имеют синонимов
в современном русском языке, но они
могут употребляться в художественных
произведениях или в специальных текстах.

Архаизмы
– это устаревшие слова, которые заменяются
в современном русском языке другими, с
тем же значением. Например, архаизму
выя
соответствует слово из активного
словарного состава – шея,
архаизму лицедей
– актёр
,
местоимению сей
– местоимение этот.
В текстах достаточно часто встречается
неуместное использование устаревшей
лексики (представьте нелепость в устном
бытовом общении фразы: У
меня выя затекла и очи слезятся
),
а также неправильное употребление таких
слов в связи с полным незнанием или
неточным знанием их значения. Например,
в одной из телепередач ведущий произнёс
такую фразу: Я
даже не буду комментировать эти обвинения
в адрес нашего канала,
сиречь
они кажутся мне абсолютно вздорными.

В данном случае использование архаизма
сиречь
недопустимо, поскольку этот союз имеет
значение не «потому что», а «то есть».

Подобные
ошибки достаточно частотны и при
употреблении неологизмов,
то есть слов, недавно вошедших в язык,
созданных обычно для обозначения новых
предметов, явлений. Так, в последние
десятилетия изменилась экономическая,
политическая ситуация в нашей стране.
Это привело к появлению большого числа
неологизмов. Их активно используют не
только специалисты, но и публицисты, к
сожалению, далеко не всегда достаточно
образованные. Например, пожилая женщина,
выражая недовольство тем, как одеваются
современные звёзды эстрады, говорит
корреспонденту: Раньше
все красиво одевались, а сейчас все в
каких-то гимнастёрках, хакеры что ли?

В данном случае следует обратить внимание
на явное незнание значения слова хакер
– 1) «программист высокого класса,
способный работать в машинных кодах и
хорошо знающий операционные системы
компьютеров, что позволяет ему вносить
изменения в программы, не имеющие
документации»; 2) «программист, занимающийся
поиском незаконных способов преодоления
систем защиты данных». Здесь существительное
хакер
неправомерно связывается с созвучным
иноязычным словом хаки
– «плотная ткань серовато-зелёного с
коричневым оттенком цвета, а также
форменная одежда из этой ткани (обычно
у военных)». В последнее время вышло
достаточно большое количество словарей
иноязычных слов, толковых словарей,
отражающих изменения в словарном составе
русского языка в конце ХХ – начале ХХI
века. Поэтому при затруднении или
сомнении не поленитесь и проверьте
значение малознакомого слова по этим
словарям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Художник как бы проник во внутреннее состояние души цветка оно родственно человеческой душе ошибка