Яшка сломя голову остановился исправьте ошибки

·       Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;·       Активизации словаря мл

Для уроков Русского языка по УМК «Школа России»

Тема : «Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов».

(Дополнительный материал)

Составила учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я.Фалалеева п. Монино

Азарова О.В.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся начальных классов о значении фразеологизмов.

(Эти задания можно использовать на уроках русского языка (2-4 классы), при подготовке к районным олимпиадам, интеллектуальным марафонам или при проведении отборочного тура школьной олимпиады)

Цель:

  • Обогащение речи детей фразеологизмами, усвоение их значений и особенностей употребления;
  • Активизации словаря младших школьников, употребления ими фразеологизмов в собственных текстах (изложения, сочинения);
  • Составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом, подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста, подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
  • Формирование образной речи детей. Способствовать повышению интереса школьников к заданиям;
  • Развивать способности учащихся.

Задания:

№1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы*?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

(I — засучив рукава, в поте лица, не покладая рук — фразеологизмы близки по значению, «усердно, старательно трудиться, работать»; II — палец о палец не ударить, сложа руки, пальцем не пошевелить — фразеологизмы с общим значением «бездельничать».)

№2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (1- сломя голову, во всю прыть; 2 — и дело с концом, дело в шляпе; 3 — и след простыл, поминай как звали.)

№3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм. Рукой подать За тридевять земель Хоть пруд пруди.

Повесить голову

Взять себя в руки

С гулькин нос

Воспрянуть духом

Выйти из себя

(За тридевять земель — рукой подать; повесить голову — воспрянуть духом; с гулькин нос – хоть пруд пруди; выйти из себя — взять себя в руки. Данные фразеологизмы-антонимы представлены во «Фразеологическом словаре русского языка» Е.А. Быстровой, АЛ. Окуневой, Н.М. Шанского.)

Уже к 3 классу учащиеся овладевают понятием «фразеологизм», разными способами толкования значения фразеологизма (подбором слова-синонима, описательным толкованием, обращением к этимологии фразеологизма), имеют достаточно объемный фразеологический запас, ориентируются во фразеологическом словаре.

№4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите предложения.

1.        Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

2.        Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

3.        Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

4.        Мы дружно работали сложа руки.

5.        Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

6.        У лягушки дух захватило от страшной высоты.

7.        Яшка сломя голову остановился.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма — устойчивости.

№1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы,

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, 1убы заговаривать,

покраснеть до кончиков волос.

№2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)

С .., нос (голубиный, гулькин)

Делать из … слона (комара, мухи)

Не в своей … (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности речи младших школьников.

№1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. — Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. — Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

№2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1.        Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

2.        Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3.        Кирилл целый день бездельничал.

4.        Мы догадывались, что он нас обманывает.

5.        Первого сентября Уля проснулась очень рано.

(Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей).

Комплексное задание. Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме:»Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?» Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение?

О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на &го месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй — в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

— Нет, мать, — заключил однажды отец, — я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене., чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце кондов, показать, где раки зимуют…

(По Э.А. Вартаньяну)

Литература:

  • С.В.Максимов. Крылатые слова. Москва «Терра» 1995г.
  • «Лови момент».  Москва. Ридерз Дайджст. 2011г.
  • Словарь Фразелогизмов. Москва «Терра» 1999г.
  • Универсальный фразеологический словарь русского языка. Москва. «Вече». 2000 г.

Упражнения, направленные на уяснение значения фразеологизмов

1. Найди пару.

Подбери к каждому слову из левой колонки фразеологический оборот из правой.

Метко —                                     рассеиваться как дым

Неожиданно —                           держать язык за зубами

Тесно —                                     намять бока

Темно —                                     как снег на голову

Опытный —                                хоть глаз выколи

Мокрый —                                  не в бровь, а в глаз

Молчать —                                 яблоку негде упасть

Хвалить —                                 стреляный воробей

Обманывать —                           ни одной сухой нитки

Бить —                                      возносить до небес

Исчезать —                                обводить вокруг пальца

2. Как об этом говорят?

Подбери подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

О кротком и безобидном человеке.

Об излишней вежливости.

О болтливом человеке.

О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

(Ответы: У него семь пятниц на недели. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

3. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

4.Что это?

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не по­нимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопыт­ные.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его со­ветуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бро­сают слова и деньги, кто их не ценит.

(Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда гово­рим:

Об очень большой тесноте в помещении.

О полной тишине.

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радост­ного.

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, от­ветственность за чужой проступок.

Об удачливом счастливом человеке.

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

О том, к чему трудно придраться.

О забывчивости, плохой памяти.

О том, кто сам не пользуется и другим не дает.

О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком, смешном положении.

(Ответы: 1. Яблоку негде упасть. 2. Слышно, как муха проле­тит. 3. Первая ласточка. 4. Козел отпущения. 5. В рубашке родился. 6.  На душе кошки скребут. 7. Комар носа не подточит. 8. Голова как решето. 9. Собака на сене. 10. Сел в галошу.)

6. Вспомните несколько постоянных сравнений.

1.Очень много людей в тесном помещении.

2.Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать.

3.Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4.Ничего не действует на кого-либо.

5.Очень быстро бежать.

6.Рухнуть тяжело, всем телом.

7.Дело идет с трудом, еле ладится.

8.Появляться быстро, в большом количестве.

9.Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

10.Проливной дождь, ливень.

11.Все видно очень ясно, отчетливо.

12.Тщательно, заботливо охранять что-либо.

(Ответы:Как сельдей в бочке. 2. Как рыба в воде. 3. Вертеться как белка в колесе. 4. Как с гуся вода. 5. Лететь стрелой. 6. Повалиться как сноп. 7.Скрипит как несмазанное колесо. 8. Как грибы после дождя. 9. Си­деть как на иголках. 10. Льет как из ведра. 11. Видно как на ладони. 12. Бе­речь как зеницу ока.)

Упражнения, направленные на введение фразеологических оборотов в активный словарь школьника

1. Загадки-складки. Доскажи словечко.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней…

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю…

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле…

Говорил товарищ мой вчера,

Что в кино сходить давно пора.

Только я хотел уж собираться, —

Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

— Что ты, — закричал я, — в самом деле!

У тебя…

Товарищ мой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …,

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

2. Соревнование «Кто больше?»

В эту игру можно играть одному, но еще лучше с друзьями. За определенное время (но не более 10 минут) каждый из играющих на листке бумаги должен записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

головаглаз

человек с головой                             мозолить глаза

морочить голову                                хлопать глазами

вскружить голову                              говорить в глаза

потерять голову                                 пускать пыль в глаза

не сносить головы                              глазом не моргнуть

отвечать головой                               с глазу на глаз

как снег на голову                             открыть глаза

голова идет кругом                            как бельмо в глазу

сломя голову                                     смотреть чужими глазами

нос ухо

задирать нос                                       держать ухо востро

вешать нос                                         пропустить мимо ушей

водит за нос                                       покраснеть до ушей

зарубить на носу                                медведь на ухо наступил

клевать носом                                    развесить уши

держать нос по ветру                         навострить уши

остаться с носом                                 слышать краем уха

встретиться нос к носу                        прожужжать все уши

не видеть дальше своего носа             ушки на макушке

уши вянут

зубрука

зуб на зуб не попадает                                                     валиться из рук

око за око, зуб за зуб                                                       дать руку на отсечение

говорить сквозь зубы                                                       из рук вон плохо

иметь зуб (на кого-либо)                                                  как без рук

в зубах навязло                                                               легкая рука

положить зубы на полку                                                  мастер на все руки

ни в зуб ногой                                                                 умывать руки

скалить зубы                                                                   прибрать к рукам

зубы заговаривать                                                           взять себя в руки

попасть на зуб                                                                 сидеть сложа руки

языкноги

язык без костей                                                              со всех ног

острый на язык                                                               встать на ноги

тянуть за язык                                                                встать с левой ноги

злые языки                                                                    падать с ног

язык проглотить                                                            потерять почву под ногами

найти общий язык                                                          сбиться с ног

язык не поворачивается                                                 идти в ногу

держать язык за зубами                                                 путаться под ногами

язык до Киева доведет                                                   ног под собой не чуять

не сходить с языка

3. Окончите фразеологизм.

1. Золотые… 2. Изо дня… 3. Ломать… 4. Лакомый… 5. От нечего… 6. Лицом… 7. Спустя… 8. Не сводить… 9. Медвежья… 10. Зарубить… 11. От всего… 12. Битком… 13. Калачом… 14. Как рукой…15. Прикусить… 16. Мастер… 17. Не долго… 18. Ни жив… 19. До поры… 20. Несолоно…21. С горем… 22. Как снег… 23. Выбиться… 24. Повестка… 25. На каждом… 26. Кто в лес… 27. Ни к селу… 28. Утереть… 29. Волчий… 30. Чёрным… 31. По головке… 32. Взбрести… 33. Вывести… 34. Плестись… 35. Насиженное… 36. С минуты… 37. Тише воды… 38. Само собой… 39. Обивать… 40. Поминай… 41. Кривить… 42. Легок… 43. В час… 44. На одну… 45. Чужими руками…

(Ответы: …руки; …вдень; …голову; …кусок; …делать; …к лицу; …рукава; …глаз; …услуга; … на носу; … сердца; …набито; …не зама­нишь; …сняло; …язык; …на все руки; …думая; …ни мертв; …до време­ни; …хлебавши; …пополам; …на голову; …из сил; …дня; …шагу; …кто по дрова; …ни к городу; …нос; …аппетит; …по белому; …не погладят; …на ум; … на чистую воду; …в хвосте; …место; …на минуту; …ниже травы; …разумеется; …пороги; …как звали; …душой; …напомине; …по чайной ложке; …колодку; …жар загребать).

4.Одинаковые слова.

Предлагаю вам несколько фразеологических оборотов с одина­ковыми словами, замененными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

а)    … об … Из … вон плохо. Сбыть с … Мастер на все … Сидеть сло­жа … Золотые …

б)    …нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка. Черным по … написано.

в)    Как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать. Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из …

г)    … на лоб лезут. …на мокром месте. …разбежались. Выплакать все … Смотреть во все … В … рябит. Как бельмо на … Не в бровь, а в …

д)    Не … в обиду. …себя знать. … маху. … слово. Как пить … Не … спуску. Ни … ни взять.

е)    … век. …дно. … осень. … руки. Сулить … горы. …мастер.

(Ответы: Руки. Белый. Вода. Глаза. Дать. Золотой.)

5. По группам.

Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

6. Сколько групп?

Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма (устойчивости)

1.Найди ошибки.

Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.

2Найди ошибки.

Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки?

Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.

Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы.

3. Нужное слово.

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать … востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)
С … нос (голубиный, гулькин)
Делать из … слона (комара, мухи)
Не в своей … (чашке, тарелке)

4. Ни пуха ни пера.

Определите, где выражение «ни пуха ни пера» употреблено в переносном смысле. Объясните происхождение и смысл фразеологизма.

Рано утром мама-квочка                                                 Через час, едва живой,

В класс отправила сыночка.                                            Петушок идет домой.

Говорила: — Не дерись,                                                    Ковыляет еле-еле

Не дразнись, не петушись.                                              Он со школьного двора,

Поспеши, уже пора.                                                         А на нем и в самом деле

Ну, ни пуха ни пера!                                                        Нет ни пуха, ни пера.

5. Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?

Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой.

6.Фразеологический зверинец.

Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Грязный как…

Упрямый как…

Болтлив как …

Колючий как…

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, раба, свинья, осел, сорока, еж.)

7. Найди фразеологизм.

Подчеркните в предложениях фразеологические обороты.

1. Расчертите лист сначала вдоль, а затем поперек. Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

2. Я не нашел себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. Они трудились не разгибая спины до самого вечера.

5. В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите свою просьбу.

6. Ни днем, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

7. За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. Не мало было у отца забот, пока не поставил он нас на ноги.

9. Пудель продолжал стоять на задних лапках. Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?

10. Мы нашли на чердаке осиное гнездо. У них не дом, а настоящее осиное гнездо.

8. Составьте пары.

По аналогии с предыдущим заданием составьте предложения со свободными сочетаниями слов и фразеологизмами.

Держаться в тени; попасть не в бровь, а в глаз; утереть нос; намылить голову (шею); за обе щеки; черным по белому; высоко держать знамя; со дна моря достать; сказка про белого бычка; много воды утекло; с закрытыми глазами; с треском провалиться; заварить кашу; стоять на часах.

Докажите, что в одном случае это свободные сочетания слов, а в другом – фразеологические обороты.

Упражнения, направленные на интеграцию понятий «фразеологический оборот», «синонимы», «антонимы»

1.Антонимы.

Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель               Хоть пруд пруди
Повесить голову                     Взять себя в руки
С гулькин нос                         Воспрянуть духом
Выйти из себя                         Рукой подать

2.Вместо фразеологизмов — синонимы.

Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и об­челся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой)

3.  Антонимы — синонимы.

Укажите сначала фразеологические обороты со словами-антонима­ми, затем — с синонимами.

Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сытни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.

4. Одним словом.

Замените фразеологический оборот словом-синонимом

Дать обещание — …         Делать вид — …

Прийти на выручку — …   Дать знать — …

Принимать участие — …   Дать согласие — …

Проявить интерес — …     Подать весть — …

Окружить заботой — …     Положить конец — …

Завязать дружбу — …       Завязать разговор — …

Прийтись по вкусу — …    Воспрянуть духом — …

Держать путь — …           Хранить молчание — …

Бросать упрек — …          Остаться в живых — …

Бросить взгляд — …         Строить догадки — …

Идти на лад — …             Приходить в восторг — …

Питать надежду — …       Вылетело из головы — …

Пустить корни — …         Вести переписку — …

Не вешать нос — …         Поднять на смех — …

Вставлять палки в колеса — … Перемывать косточки — …

Навострить лыжи — …              Не сносить головы — …

Пуститься в пляс — …              Сколько душе угодно — …

Как по команде — …           Не за горами — …

На всех парах — …            Как снег на голову — …

На скорую руку — …          Во все горло — …

Не на шутку — …               Не покладая рук — …

Спустя рукава — …            Буква в букву — …

Со всех ног — …                В один голос — …

Надуть губы — …               Клевать носом — …

Оставить в дураках — …    Пускать пыль в глаза — …

(Ответы:

Левая колонка: обещать; выручить; участвовать; заин­тересоваться; заботиться; подружиться; понравиться; идти; упрекать; взглянуть; налаживаться; надеяться; обосноваться; не унывать; ме­шать; убежать; заплясать; дружно; стремительно; наспех; серьезно; кое-как; быстро; обидеться; обмануть.

Правая колонка: притворяться; сообщить; согласиться; известить; покончить; разговориться; ободриться; молчать; выжить; предпола­гать; восторгаться; забыл; переписываться; осмеять; сплетничать; не­сдобровать; вдоволь; близко; неожиданно; громко; усердно; точно; единодушно; дремать; обманывать.)

5. Фразеологизмы-синонимы.

Запомните характер употребления синонимических фразеологиз­мов к следующим выражениям.

Усердно, прилежно трудиться — не покладая рук, засучив рука­
ва, не жалея (щадя) сил, до седьмого пота, в поте лица (устар.).

Все без исключения — все как один, как один человек, от мала до велика, и стар и млад.

Мгновенно — в одно мгновение, в один миг, не успел огля­нуться, не успел глазом моргнуть.

Совсем близко — в двух шагах, рукой подать, быть под боком.

О большом количестве чего-либо — великое множество, как звезд на небе, хоть пруд пруди.

Очень бледный — как мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нем лица нет.

Очень тесно — повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке.

О внезапном и бесследном исчезновении кого-либо — поминай как звали, как в воду канул, и след простыл, ищи ветра в поле, только его и видели, как ветром сдуло, как сквозь землю провалился.

Быстро бежать — со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.

Говорить вздор — нести   ахинею, молоть ерунду,   нести галиматью, нести околесицу, пороть чепуху.

Вопреки чему-либо — несмотря на это, тем не менее.

Ничего не стоит, никуда не годится — грош цена, гроша мед­ного (ломаного) не стоит.

Очень плохо — никуда не годится, из рук вон, ниже всякой критики, не выдерживает (никакой) критики.

Все одинаково хороши — все как на подбор, молодец к молодцу, один к одному.

Испытывать большое наслаждение — быть на верху блаженства, чувствовать себя на седьмом небе.

Полностью прочитать — от начала до конца, от доски до доски, от корки до корки.

Вплотную столкнуться, встретиться, остаться с кем-либо —ли­цом к лицу, с глазу на глаз, один на один.

Не оставить следов преступления — замести следы, спря­тать концы в воду.

Ручаться, быть совершенно уверенным — держать   пари, биться об заклад, давать голову (руку) на отсечение, не сойти с этого места, провалиться на этом месте.

О том, кто неизмеримо хуже, ниже другого по своим внутрен­ним качествам — мизинца чьего-либо не стоит, в подметки кому-либо не годится.

Синонимы.

Найдите фразеологизмы — синонимы и соедините их.

Голову морочить                Пойти на попятный

Биться как рыба об лед     Одним лыком шиты

Бить отбой                         Голова на плечах

Дать по шапке              Играть на нервах

Одного поля ягода        Белая кость

Считать ворон              Гроша медного не стоит

Дразнить гусей             Рукой подать

Дать осечку                  Дать по шее

Держать ухо востро      Гнуть в бараний рог

Высоко летать              Горе мыкать

Два шага                      Заговаривать зубы

Утереть нос                  Голубая кровь

Подложить свинью        Голубей гонять

Голова садовая             Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели     Дать маху

Грош цена                     Держать ушки на макушке

Каши просят                 Плыть по течению

Испустить дух               Кошки на душе скребут

Рубикон перейден         Есть просят

Другая песня                Другая история

Ждать у моря погоды    Жребий брошен

Сердце не на месте       Ад кромешный на душе

Душа болит                  Жизнь оставить

Антонимы.

Найдите фразеологизмы – антонимы.   

Черная кровь                            Выдерживать характер

Гонять лодыря                          Без царя в голове

Грош цена                                За тридевять земель

Повернуть оглобли назад          Голубая кровь

Два шага                                  Цены нет

Голова на плечах                      Гнуть спину

Упражнение 1

Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).


1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах.

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Упражнение 2

Окончите фразеологизм.

1. Золотые… 2. Изо дня… 3. Ломать… 4. Лакомый… 5. От нечего…

6. Лицом… 7. Спустя… 8. Не сводить… 9. Медвежья… 10. Зарубить…

11. От всего… 12. Битком… 13. Калачом… 14. Как рукой…15. Прикусить… 16. Мастер… 17. Не долго… 18. Ни жив… 19. До поры… 20. Несолоно…

21. С горем… 22. Как снег… 23. Выбиться… 24. Повестка… 25. На каждом… 26. Кто в лес… 27. Ни к селу… 28. Утереть… 29. Волчий…

30. Чёрным… 31. По головке… 32. Взбрести… 33. Вывести…

34. Плестись… 35. Насиженное… 36. С минуты… 37. Тише воды…

38. Само собой… 39. Обивать… 40. Поминай… 41. Кривить… 42. Легок… 43. В час… 44. На одну… 45. Чужими руками…

(Ответы: …руки; …вдень; …голову; …кусок; …делать; …к лицу; …рукава; …глаз; …услуга; … на носу; … сердца; …набито; …не зама­нишь; …сняло; …язык; …на все руки; …думая; …ни мертв; …до време­ни; …хлебавши; …пополам; …на голову; …из сил; …дня; …шагу; …кто по дрова; …ни к городу; …нос; …аппетит; …по белому; …не погладят; …на ум; … на чистую воду; …в хвосте; …место; …на минуту; …ниже травы; …разумеется; …пороги; …как звали; …душой; …напомине; …по чайной ложке; …колодку; …жар загребать).

Упражнение 3

Прочитайте предложения. Найдите в каждом предложении фразеологизм, объясните его значение. Подчеркните фразеологизмы как члены предложения.

1. – Вот про тебя и говорят, что ты – жадина. – Ленка прикусила язык, но обидное слово уже выскочило, теперь его не поймаешь.

2. «Они с Заплаточником –два сапога пара!» – вставил Рыжий.

3. Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота.

4. У Николая Николаевича от волнения перехватило горло, и он задохнулся.

5. Мне дедушка много рассказывал про ваш город… У вас город особенный, старинный… Приедешь – навсегда останешься…Не променяешь ни на какие золотые горы.

6. Значит, не надо лезть на рожон.

7. Ему уступали дорогу, заглядывали в рот, когда он что-нибудь говорил, у него спрашивали совета по любому поводу.

8. Перед самым отъездом… Обидно… Так обидно!.. Прямо нож в спину!

9. «Слушай, – перебил меня Димка, – хватит мне зубы заговаривать! Говори, когда ты ей все рассказала?»

10. А мы сидели разряженные в пух и прах.

Упражнение 4

Установите соответствия между значением фразеологизма и фразеологизмом.

1.О том кто часто меняет свои решения.

2.О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

3.О кротком и безобидном человеке.

4.Об излишней вежливости.

5.О болтливом человеке.

6.О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

А. Фома неверующий.

Б. У него язык без костей

В. Между двух огней.

Г. Китайские церемонии.

Д. Мухи не обидит.

Е. У него семь пятниц на неделе.

Упражнение 5

Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.


1. Восьми пядей во лбу.

2. Только пятки засверкали.

3. Проще пареной моркови.

4. Медведь на ухо наступил.

5. Мозолить глаза.

6. Как акула в воде.

7. Воду толочь в ступе.

8. Вот где собака зарыта.

9. Считать голубей.

10. Ловить на лету.

Упражнение 6

Какие прилагательные нужно написать, чтобы получились фразеологизмы?

… мороз; кричать … матом; … друг; … воробей; … враг; … кусок; … на язык; … лепет; … молодец; … лето; … девица; … сынок; … руки; как … муха; … барышня; … орешек; … бочка; на … руку; шито … нитками

Упражнение 7

В данных предложениях найдите все фразеологизмы и подчеркните их.

1. А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя живота своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно, хотя совсем было непонятно, откуда они взяли силы.

2. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь

3. Вот поэтому и гол как сокол.

4. Это занятие было ему так по сердцу, что он даже напевал себе под нос.

5. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал пустые консервные банки, разбросанные еще с лета там и сям нахальными туристами.

6.– Хитрая-то хитрая, а свою жизнь под откос пустила, – ответил Валька. –Ни кола ни двора.

7. Как подумаю про сомовские пироги, слюнки текут.

8. – Дикари! – не унимался он. –До добра это вас не доведет!

9. Лохматый не выдержал и рванул за Васильевым, а тот дал деру под общий довольный смех.

10. «Не надо было у нее ничего спрашивать, не надо было», – подумал Николай Николаевич, но эти слова сами собой сорвались у него с языка.

Упражнение 8

Вместо точек вставь нужное слово.

Как … вода (с курицы, с утки, с гуся);

как … на голову (снег, дождь, град);

намылить … (руки, шею, голову);

убить … зайцев (трех, четырех, двух);

… соли съесть (пуд, фунт, килограмм);

выеденного … не стоит (огурца, яйца, яблока);

как за … стеной (деревянной, глиняной, каменной);

как … на сене (овца, собака, корова);

сказка про … бычка (белого, черного, рыжего);

как … лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Упражнение 9

Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.
1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.
2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.
3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.
4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.
6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.
7. Все слушали его раскрыв рот.

8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

Упражнение 10

В данных предложениях найдите все фразеологизмы и замените каждый одним словом.

1. Да за ним нужен глаз да глаз.

2 Его то и дело видели не по возрасту стремительно бегущим по кривым улочкам городка то в одну сторону, то в другую, очевидно без всякого дела, хотя иногда он нес что-нибудь завернутое в материю, – тогда лицо его вдохновенно светилось и молодело.

3. Может быть, оттого, что слишком низко висели над землей тучи, или оттого, что на душе у Ленки было тревожно.

4. Толика и след простыл.

5. Наоборот – мы живы! Мы живем на полную катушку! Мы совершим еще что-то замечательное!

6. Теперь она из него будет вить веревки, сделает своим верным рабом вместо Попова.

7. Мой товарищ прямо со стула стал падать, глаза у него на лоб полезли.

8. А Димка вертелся волчком, подбегал то к одному, то к другому, стараясь заткнуть ребятам рты, прямо летал по классу.

9. А тут поняли: не видать нам Москвы как своих ушей.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: присмотреть; в мыслях; суетиться; никогда; сбежать; в полной мере; подчинить; беспрерывно (постоянно); удивиться.

Упражнение 11

Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы.

I группа

1. Находить общий язык.

2. С гулькин нос.

3. Обвести вокруг пальца.

4. Пальчики оближешь.

5. Каши не сваришь.

6. Черепашьим шагом.

Подсказки: а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть.

II группа

1. Стоять горой.

2. С пятого на десятое.

3. Мотать на ус.

4. Море по колено.

5. Метать петли.

6. В мгновение ока.

Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать.

III группа

1. Надувать губы.

2. Играть в кошки-мышки.

3. На лбу написано.

4. Рукой подать.

5. Сложа руки.

6. Как на пожар.

Подсказки: а) ничего не делая; б) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в) быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е) хитрить, лукавить.

Упражнение 12

Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.

1. Ахиллесова пята

2. Дамоклов меч

3. Кануть в Лету

4. Книга за семью печатями

5. Прометеев огонь

6. Двуликий Янус

7. Глас вопиющего в пустыне

8. Троянский конь

А. Двуличный человек

Б. Бесследно исчезнуть из памяти людей

В.Неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе

Г. Слабое, уязвимое место

Д. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа, без внимания

Е. Дар врагу с целью его погубить

Ж. Постоянно угрожающая опасность

З. Что-либо совершенно непонятное, недоступное разумению

Упражнение 13

Найдите соответствия. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.

  1. Современный Дон Кихот
  2. Троянский конь
  3. Вернуться к своим пенатам
  4. Настоящий Квазимодо
  5. Петь дифирамбы
  6. Гордиев узел
  7. Вылитый Плюшкин
  8. Синий чулок
  9. Перейти Рубикон
  10. Биться как рыба об лед
  11. Терять голову
  12. Держать камень за пазухой
  13. Тришкин кафтан
  14. Прокрустово ложе
А. Сложное, запутанное дело

Б. Добрый, бескорыстный человек

В. Уродливый, безобразный

Г. Восхвалять, прославлять

Д. Коварные дары, несущие гибель

Е. Вернуться в родной дом

З. Совершить решительный поступок

И. Бесполезная попытка поправить дела

К. Мерка, под которую подгоняют

Л. Бесполезно добиваться чего-либо

М. Ничего не интересует, кроме книг

Н. Таить зло

О. Скряга, жадина

П. Совершать необдуманные поступки

Упражнение 14

Замените подчеркнутые слова фразеологизмами.

1. Это для них была тайна, и им непременно хотелось ее узнать.

2 А Миронова снова медлила.

3. – Пусть не думает старушка, что мы умерли от переживаний.

4. Их крики нас подгоняли, мы бежали очень быстро, не оглядываясь.

5. Твоего отца вырастил –не наказывал.

6. И Николай Николаевич сокрушенно подумал, что даже в преклонном возрасте вполне разумный человек вроде него совершает непоправимые ошибки.

7. – Но ведь я исподтишка за тобой следила, ты же не знал, что тебе надо делать грудь колесом, – виновато сказала Ленка. – Получается вроде коварное предательство?.

8. Может быть, потому он так обрадовался Ленке, что она абсолютно была похожа на Машку.

9. Подумать только, а я не догадалась. Все посчитала истиной

10. А когда я успокоилась, то поняла, что Димка не успел еще сознаться, потому что он по-прежнему стоял рядом со мной и никто не обращал на нас никакого внимания.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: нож в спину; тянуть время; откинуть копыта; изо всех сил; пальцем не трогать; во что бы то ни стало; как две капли воды; приходить в себя; принять за чистую монету; на старости лет.

Упражнение 15

Распределите фразеологизмы, обозначив в скобках цифрой фразеологизмы, состоящие из синонимов — 1, а из антонимов — 2.

Нет худа без добра ( ), ум за разум заходит ( ), из огня да в полымя ( ), всеми правдами и неправдами ( ), вопрос жизни и смерти ( ), и стар и млад ( ), ни сыт, ни голоден ( ), переливать из пустого в порожнее ( ), чёрным по белому ( ), с больной головы да на здоровую ( ), ни конца, ни краю ( ), вокруг да около ( ), цел и невредим ( ), от мала до велика ( ).

Упражнение 16

Замени выделенные фразеологизмы одним словом.


1. Все бежали как на пожар.
2. Туристы берегли спички как зеницу ока.
3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.
4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.
5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.
6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу.
7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.
10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.

Подсказки: а) много; б) повсюду; в) убежали; г) радушно; д) усердно; е) непрочно; ж) медленно; з) быстро; и) легко; к) тщательно.

Упражнение 17

Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

1. Делить шкуру неубитого ……..,

2. купить …… в мешке,

3. платить той же ……,

4. беречь как …….. ока,

5. согнуть в ……. рог,

6. толочь ……. в ступе,

7. не в бровь, а в …….,

8. выйти ……. из воды,

9. …… в мешке не утаишь,

10. надуться как …… на крупу.

Упражнение 18

Выберите из слов те, которые являются компонентами фразеологизмов. Объясните значение фразеологизма.

1. (Мухи, зайца, слона) не обидит;

2. острый на (язык, на глаз);

3. играть (роль, значение);

4. стреляный (заяц, воробей),

5. (черепашьим, гусиным) шагом,

6. перейти (границу, черту, рубикон),

7. золотой (день, год, век).

Упражнение 19

Вам нужно вспомнить животное, о котором идет речь в каждом фразеологизме.

1. ……скребут на душе

2. Как …… лапой

3.…… в овечьей шкуре

4. Взять …… за рога

  1. Вот где …… зарыта!

6. Умирающий …

7. Делать из мухи ……

  1. …………..крокодиловы.

Упражнение 20

Подбери к словам в левом столбике фразеологизмы из правого столбика. Напиши их.

Образец: Исчезнуть – как сквозь землю провалиться.

1.Исчезнуть
2. Постепенно
3.Обдумать
4. Неторопливо, вяло
5. Проучить, наказать
6.Сплетничать
7.Необыкновенно
8.Небрежно
9.Стремительно
10. Неразлучны
а) Сломя голову
б) Водой не разольешь
в) Спустя рукава
г) Чудеса в решете
д) Как сквозь землю провалиться
е) Пораскинуть умом
ж) Как сонная муха
з) Чесать языком
и) Шаг за шагом
к) Показать, где раки зимуют

Упражнение 21

О каком человеке так говорят в народе?

1.Мастер на все руки.

2. Тише воды, ниже травы.

3. Из другого теста.

4. Ни рыба, ни мясо.

5. Косая сажень в плечах.

6. Святая простота.

7. Стреляный воробей.

8. Кровь с молоком.

9. Тепличное растение.

10. Ходячая энциклопедия.

11. Семи пядей во лбу.

12. Ноль без палочки.

13. Мухи не обидит.

14. Казанская сирота.

15. За словом в карман не лезет.

16. Правая рука.

17. Лиса Патрикеевна.

18. Собаку съел.

19. Слова не вытянешь.

20. Себе на уме.

21. Олух царя небесного.

22. Заячья душа.

23. Не лыком шит.

24. Горе луковое.

Упражнение 22

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.

1. Бить баклуши-

2. С гулькин нос-

3. Душа в душу-

4. Во весь дух-

5. Зарубить на носу-

6. Заварить кашу-

7. Водить за нос-

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой, лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Упражнение 23

Объедини фразеологизмы, имеющие близкое значение, в три группы. Укажи значение каждой группы.

1. Во весь дух.

2. Одного поля ягода.

3. Яблоку негде упасть.

4. Во все лопатки.

5. Одним миром мазаны.

6. На всех парах.

7. Шагу негде ступить.

8. На одно лицо.

9. Иголку негде воткнуть.

10. Как на пожар.

11. На один покрой.

12. Только пятки засверкали.

13. Как две капли воды.

14. Пушкой не прошибешь.

Упражнение 24

Найди в правом столбике фразеологизмы с противоположным значением (антонимы). Напиши фразеологизмы парами.

1. С легким сердцем
2. Водой не разольешь
3. От горшка два вершка
4. Засучив рукава
5. Язык плохо подвешен
6. Рукой подать
7. Одержать победу
8. Воспрянуть духом
9. Себе на уме
10. Рта не закрывает
11. Выйти из себя
12. Во все лопатки
а) упасть духом
б) слова не вытянешь
в) за тридевять земель
г) взять себя в руки
д) потерпеть поражение
е) как кошка с собакой
ж) спустя рукава
з) с тяжелым сердцем
и) черепашьим шагом
к) ростом в косую сажень
л) язык хорошо подвешен
м) олух для царя небесного

Упражнение 25

Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.
1. … носа не подточит;

2. как … в воде;

3. делать … слона;

4. когда … на горе свистнет;

5. … на смех;

6. как … на сене;

7. биться как … об лед;

8. … съел;

9. как сонная …;

10. морской …;

11. … отпущения;

12. стреляный …;

13. как … в бочке;

14. куда … костей не заносил;

15. как угорелая …;

16. дразнить …;

17. пускать … в огород;

18. делить шкуру неубитого …;

19. не в … корм;

20. брать … за рога;

21. черная … пробежала;

22. … в павлиньих перьях;

23. куда Макар … не гонял;

24. белая …;

25. … в овечьей шкуре;

26. вертеться как … в колесе;

27. подложить …;

28. как … дробина;

29. показать где … зимуют;

30. драть как сидорову …;

31. писать как … лапой.

Упражнение 26

Фразеологический зверинец. Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как…

Хитер как…

Труслив как…

Здоров как …

Изворотлив как…

Надут как…

Нем как…

Грязный как…

Упрямый как…

Болтлив как …

Колючий как…

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока, еж.)

Упражнение 27

Найди пару. Подбери к каждому слову из левой колонки фразеологический оборот из правой.

1. Метко —

2. Неожиданно —

3. Тесно —

4. Темно —

5. Опытный —

6. Мокрый —

7. Молчать —

8. Хвалить —

9. Обманывать —

10. Бить —

11. Исчезать —

А) рассеиваться как дым

Б) держать язык за зубами

В) намять бока

Г) как снег на голову

Д) хоть глаз выколи

Е) не в бровь, а в глаз

Ж) яблоку негде упасть

З) стреляный воробей

И) ни одной сухой нитки

К) возносить до небес

Н) обводить вокруг пальца

Упражнение 28

Какой глагол пропущен?
1. … в сорочке;

2. … духом;

3. … на часах;

4. … уши;

5. … впросак;

6. … животики;

7. … глаза;

8. … мозгами;

9. язык …;

10. … на задних лапах

Подсказки: быть удачливым, счастливым; находиться в карауле; оказаться в неловком, невыгодном положении; просыпаться; очень вкусный; приходить в уныние; надоесть постоянными разговорами об одном и том же; хохотать до изнеможения; думать, соображать, размышлять; угодничать, прислуживаться.

Упражнение 29

Вставь пропущенные числа.

1. Без … минут
2. … пядей во лбу
3. гнуть в … дуги
4. как свои … пальцев
5. опять …
6. гнать в … шеи
7. сгонять … потов
8. … пятниц на неделе

9. от горшка … вершка
10. с … короба
11. за … земель
12. в … счета
13. … верст до небес
14. книга за … печатями
15. за … верст киселя хлебать
16. … потов сошло

Упражнение 30

Найдите синонимичные фразеологизмы и соедините их.

Голову морочить Пойти на попятный

Биться как рыба об лед Одним лыком шиты

Бить отбой Голова на плечах

Дать по шапке Играть на нервах

Одного поля ягода Белая кость

Считать ворон Гроша медного не стоит

Дразнить гусей Рукой подать

Дать осечку Дать по шее

Держать ухо востро Гнуть в бараний рог

Высоко летать Горе мыкать

Два шага Заговаривать зубы

Утереть нос Голубая кровь

Подложить свинью Голубей гонять

Голова садовая Заткнуть за пояс

Гнуть в три погибели Дать маху

Грош цена Держать ушки на макушке

Каши просят Плыть по течению

Испустить дух Кошки на душе скребут

Рубикон перейден Есть просят

Другая песня Другая история

Ждать у моря погоды Жребий брошен

Сердце не на месте Ад кромешный на душе

Душа болит Жизнь оставить

Упражнение 31

Замените свободное сочетание фразеологизмом.

1. Овладевать собой, успокаиваться.

2. Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным.

3. Временно, незаконно.

4. Поступать так, как прежде, в молодости.

5. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе.

6. Усиленно думать над трудным вопросом.

7. Вдоволь, без ограничения.

8. Бесконечное повторение одного и того же.

9. Хорошенько запомнить.

10. Все нипочем, ничего не страшно.

Упражнение 32

Найди ошибки в употреблении фразеологизмов

  1. Наша лебединая песня состоится года через три, когда мы представим в авиасалоне новый многоцелевой самолет.
  2. Все это и заставляет ГАИ стучать во все колокола.
  3. Я социалист от мозга до костей.
  4. А пока суть да дело…
  5. Она обладает многими достоинствами, но напоминает рубашку-парня.
  6. Он перебирал из пустого в порожнее.
  7. Я ему обязан по гроб доски.
  8. В этом движении важную скрипку играют демократы.
  9. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься фильм…
  10. Один за одним друзья вышли из класса.
  11. Еще совсем недавно ему пели фимиамы.
  12. Получить фиаско может каждый спортсмен.
  13. Нельзя всех мерить под одну гребенку.
  14. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на людей.
  15. Прятаться за чужие широкие спины – дело недостойное.
  16. Недовольство граждан качеством продукции еще не дошло до своей крайней точки.
  17. Таким образом, это событие не будет играть большого значения.
  18. Некоторые пытаются вбить клины в наши отношения.
  19. Магазинов вокруг прудом пруди.
  20. Пришлось уйти несолоно нахлебавшись.
  21. Он кричал, стучал кулаком в грудь и широко рвал на груди рубаху.
  22. Он плохо работает – сидит сложив руки.
  23. Я привык отдавать себе полные отчеты.
  24. Все ее ругали на чем свет стоял.
  25. Опять надела туфли на босую ногу.
  26. Пора уж тебе взяться за свой ум.
  27. Ну хоть бейся об стенку!
  28. Всё возвращается на спирали своя!
  29. Хлестаков всё время мечет бисер пред свиньями, а ему все верят

Упражнение 33

Прочитайте текст. Назовите фразеологизмы. Сколько их здесь?

Замените фразеологизмы на простые словосочетания и запишите получившийся текст.

Домашнее задание сделал? Или опять два часа на телефоне висел? Долго будешь дурака валять? Хватит баклуши бить и морочить мне голову, принимайся за работу – не выводи меня из терпения! Ох, правильно говорят, что детей надо держать в ежовых рукавицах. Что-что? Ты мне зубы не заговаривай, быстро за уроки – одна нога здесь, другая там.

Текст английский сможешь перевести или снова ни в зуб ногой? Кто виноват? Не вали с больной головы на здоровую. Чем ты в выходные занимался? В воскресенье тебя днем с огнем не найдешь, с собаками не сыщешь…

Ах вот как? Ты казанской сиротой не прикидывайся, тень на плетень не наводи – я-то тебя знаю как свои пять пальцев.

Что? Опять с соседским мальчишкой подрался? Живете как кошка с собакой. Тебе-то что. С тебя как с гуся вода, а мне перед соседями глазами хлопать. Ах это он на тебя, бедного, напал, а ты, значит, защищался? И зуб ему ты нечаянно выбил?

Ты мне сказку про белого бычка не рассказывай – слышали уже.

Заруби себе на носу: не возьмешься за ум – пеняй на себя!

Упражнение 34

Вспомните несколько постоянных сравнений.

1.Очень много людей в тесном помещении.

2.Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать.

3.Быть в постоянных хлопотах, суетиться.

4.Ничего не действует на кого-либо.

5.Очень быстро бежать.

6.Рухнуть тяжело, всем телом.

7.Дело идет с трудом, еле ладится.

8.Появляться быстро, в большом количестве.

9.Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

10.Проливной дождь, ливень.

11.Все видно очень ясно, отчетливо.

12.Тщательно, заботливо охранять что-либо.

(Ответы: Как сельдей в бочке. 2. Как рыба в воде. 3. Вертеться как белка в колесе. 4. Как с гуся вода. 5. Лететь стрелой. 6. Повалиться как сноп. 7.Скрипит как несмазанное колесо. 8. Как грибы после дождя. 9. Си­деть как на иголках. 10. Льет как из ведра. 11. Видно как на ладони. 12. Бе­речь как зеницу ока.)

Упражнение 35

Загадки-складки. Доскажи словечко.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней…

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю…

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …

И так устали мы в дороге,

Что еле…

Говорил товарищ мой вчера,

Что в кино сходить давно пора.

Только я хотел уж собираться, —

Как ему взбрело на ум купаться.

По дороге передумал он,

Стал тащить меня на стадион.

— Что ты, — закричал я, — в самом деле!

У тебя…

Товарищ мой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь…

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, …,

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши…

Упражнение 36

Одинаковые слова.

Предлагаю вам несколько фразеологических оборотов с одина­ковыми словами, замененными точками. Отгадайте их и составьте предложения.

а)    … об … Из … вон плохо. Сбыть с … Мастер на все … Сидеть сло­жа … Золотые …

б)    …нитками шито. Среди … дня. Сказка про … бычка. Черным по … написано.

в)    Как в … канул. Толочь … в ступе. Решетом … черпать. Тише … ниже травы. Много … утекло. Выйти сухим из …

г)    … на лоб лезут. …на мокром месте. …разбежались. Выплакать все … Смотреть во все … В … рябит. Как бельмо на … Не в бровь, а в …

д)    Не … в обиду. …себя знать. … маху. … слово. Как пить … Не … спуску. Ни … ни взять.

е)    … век. …дно. … осень. … руки. Сулить … горы. …мастер.

(Ответы: Руки. Белый. Вода. Глаза. Дать. Золотой.)

Упражнение 37

Задания, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма (устойчивости)

1.Найди ошибки.

Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
2. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
3. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
4. Мы дружно работали сложа руки.
5. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
6. У лягушки дух захватило от страшной высоты.
7. Яшка сломя голову остановился.

2.Найди ошибки.

Прочитайте, лексическое значение каких фразеологизмов содержат ошибку? Исправьте ошибки и запишите исправленные фразеологизмы.

1.Тянуть кота за хвост — мучить бедное животное, таская за хвост.

2.Наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму.

3. Заморить червячка — держать червячка впроголодь, долго не кормить.

4. Кот наплакал — много.

5.Подложить свинью — подарить на Новый год мягкую игрушку.

6. Кот наплакал — довести кота до слёз.

7.Показать, где раки зимуют — пригласить на зимнюю рыбалку.

8.Спустя рукава — прилежно.

9.Мартышкин труд — бесполезная работа.

10. Знать на зубок — наизусть.

11. От доски до доски — от начала до конца.

12.Во весь дух — очень медленно.

13. С гулькин нос — мало.

14. Горе луковое — талантливый человек.

15. при царе Горохе — очень давно.

Упражнение 38

Какие из этих выражений являются фразеологизмами, а какие – нет?

Голубям на смех, и след простыл, зубы заговаривать, сухая курица, мертвым сном, точка зрения, точить вилку, следить за каждой копейкой, тянуть кота за язык, указать на дверь, знать цену, вертеться на языке, заплатить той же монетой.

Упражнение 39

Найди фразеологизм. Подчеркните в предложениях фразеологические обороты.

1. Расчертите лист сначала вдоль, а затем поперек. Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

2. Я не нашел себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

4. Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. Они трудились не разгибая спины до самого вечера.

5. В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах изложите свою просьбу.

6. Ни днем, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

7. За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

8. Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги. Не мало было у отца забот, пока не поставил он нас на ноги.

9. Пудель продолжал стоять на задних лапках. Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?

10. Мы нашли на чердаке осиное гнездо. У них не дом, а настоящее осиное гнездо.

Упражнение 40

Антонимы — синонимы.

Укажите сначала фразеологические обороты со словами-антонима­ми, затем — с синонимами.

Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.

Упражнение 41

Замените фразеологический оборот словом-синонимом

Дать обещание — …         Делать вид — …

Прийти на выручку — …   Дать знать — …

Принимать участие — …   Дать согласие — …

Проявить интерес — …     Подать весть — …

Окружить заботой — …     Положить конец — …

Завязать дружбу — …       Завязать разговор — …

Прийтись по вкусу — …    Воспрянуть духом — …

Держать путь — …           Хранить молчание — …

Бросать упрек — …          Остаться в живых — …

Бросить взгляд — …         Строить догадки — …

Идти на лад — …             Приходить в восторг — …

Питать надежду — …       Вылетело из головы — …

Пустить корни — …         Вести переписку — …

Не вешать нос — …         Поднять на смех — …

Вставлять палки в колеса — … Перемывать косточки — …

Навострить лыжи — …              Не сносить головы — …

Пуститься в пляс — …              Сколько душе угодно — …

Как по команде — …           Не за горами — …

На всех парах — …            Как снег на голову — …

На скорую руку — …           Во все горло — …

Не на шутку — …               Не покладая рук — …

Спустя рукава — …            Буква в букву — …

Со всех ног — …                В один голос — …

Надуть губы — …               Клевать носом — …

Оставить в дураках — …    Пускать пыль в глаза — …

(Ответы:

Левая колонка: обещать; выручить; участвовать; заин­тересоваться; заботиться; подружиться; понравиться; идти; упрекать; взглянуть; налаживаться; надеяться; обосноваться; не унывать; ме­шать; убежать; заплясать; дружно; стремительно; наспех; серьезно; кое-как; быстро; обидеться; обмануть.

Правая колонка: притворяться; сообщить; согласиться; известить; покончить; разговориться; ободриться; молчать; выжить; предпола­гать; восторгаться; забыл; переписываться; осмеять; сплетничать; не­сдобровать; вдоволь; близко; неожиданно; громко; усердно; точно; единодушно; дремать; обманывать.)

Упражнение 42

Фразеологизмы-синонимы.

Запомните характер употребления синонимических фразеологиз­мов к следующим выражениям.

Усердно, прилежно трудитьсяне покладая рук, засучив рука­
ва, не жалея (щадя) сил, до седьмого пота, в поте лица (устар.).

Все без исключениявсе как один, как один человек, от мала до велика, и стар и млад.

Мгновеннов одно мгновение, в один миг, не успел огля­нуться, не успел глазом моргнуть.

Совсем близков двух шагах, рукой подать, быть под боком.

О большом количестве чего-либовеликое множество, как звезд на небе, хоть пруд пруди.

Очень бледныйкак мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нем лица нет.

Очень тесноповернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке.

О внезапном и бесследном исчезновении кого-либопоминай как звали, как в воду канул, и след простыл, ищи ветра в поле, только его и видели, как ветром сдуло, как сквозь землю провалился.

Быстро бежатьсо всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.

Говорить вздорнести   ахинею, молоть ерунду,   нести галиматью, нести околесицу, пороть чепуху.

Вопреки чему-либонесмотря на это, тем не менее.

Ничего не стоит, никуда не годитсягрош цена, гроша мед­ного (ломаного) не стоит.

Очень плохоникуда не годится, из рук вон, ниже всякой критики, не выдерживает (никакой) критики.

Все одинаково хорошивсе как на подбор, молодец к молодцу, один к одному.

Испытывать большое наслаждениебыть на верху блаженства, чувствовать себя на седьмом небе.

Полностью прочитатьот начала до конца, от доски до доски, от корки до корки.

Вплотную столкнуться, встретиться, остаться с кем-либоли­цом к лицу, с глазу на глаз, один на один.

Не оставить следов преступлениязамести следы, спря­тать концы в воду.

Ручаться, быть совершенно увереннымдержать   пари, биться об заклад, давать голову (руку) на отсечение, не сойти с этого места, провалиться на этом месте.

О том, кто неизмеримо хуже, ниже другого по своим внутрен­ним качестваммизинца чьего-либо не стоит, в подметки кому-либо не годится.

Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях

Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке.

Девочка болела, и мама носила ее на руках.

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Сфера употребления фразеологизмов

Стили речи

книжный разговорный публицистический

Распределить фразеологизмы по сфере употребления: разговорный,книжный, публицистический

Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.

Проверь себя!

Книжный: сложить оружие, карточный домик, дамоклов меч, краеугольный камень.

Публицистический: сдержать слово, под открытым небом, из года в год.

Разговорный: водить за нос, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще,

Откуда берутся фразеологизмы

Исконно русские

сматывать удочки, расправлять крылья

Крылатые слова из мифологии

ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч

Старославянские

как зеницу око, не от мира сего

Из разных профессий

сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю

Крылатые слова и выражения, созданные писателем

Голый король Счастливые часов не наблюдают

Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы?

Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали.

Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1.Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

2.Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3.Кирилл целый день бездельничал.

4.Мы догадывались, что он нас обманывает.

5.Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать,

где раки зимуют…

(По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

Соседние файлы в предмете Русский язык

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается .

Когда улыбкой день освещается, чудесным образом все получается .

Что такое фразеологизмы? Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?

  • Что такое фразеологизмы?
  • Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?

Возврат на

Итоговый слайд

Фразеологизмы – несвободные, неделимые, устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Возврат на итоговый слайд

Фразеологизмы несвободные, неделимые, устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Возврат на итоговый слайд

Глаголы в составе фразеологизмов Возврат на Итоговый слайд

Глаголы в составе фразеологизмов

Возврат на

Итоговый слайд

Цель и задачи занятия Цель: расширить знания по разделу науки о языке «Морфология. Глагол», «Фразеология». Задачи: научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение; обогатить свой словарный запас; правильно использовать фразеологизмы в речи. Возврат на Итоговый слайд

Цель и задачи занятия

Цель:

расширить знания по разделу науки о языке «Морфология. Глагол», «Фразеология».

Задачи:

  • научиться отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, усваивать их значение;
  • обогатить свой словарный запас;
  • правильно использовать фразеологизмы в речи.

Возврат на

Итоговый слайд

Не будем дрожать, как осиновый лист, возьмем себя в руки, будем прокладывать дорогу к знаниям, не забывая протянуть руку товарищу и будем знать тему нашего урока, как свои пять пальцев

Не будем дрожать, как осиновый лист, возьмем себя в руки, будем прокладывать дорогу к знаниям, не забывая протянуть руку товарищу и будем знать тему нашего урока, как свои пять пальцев

Работа в группе. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал . Кирилл целый день бездельничал . 3. Мы догадывались, что он нас обманывает .

Работа в группе. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Предложения запишите.

  • Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал .
  • Кирилл целый день бездельничал .

3. Мы догадывались, что он нас обманывает .

Запишите фразеологизмы противоположные по значению данным

Запишите фразеологизмы противоположные по значению данным

  • Набраться сил
  • Выйти из себя
  • Одержать победу
  • Лишиться чувств

Набраться сил Выйти из себя Одержать победу Лишиться чувств

  • Набраться сил
  • Выйти из себя
  • Одержать победу
  • Лишиться чувств

Узнай по иллюстрации фразеологизм, объясни значение

Узнай по иллюстрации фразеологизм, объясни значение

Физминутка

Физминутка

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. Яшка сломя голову остановился.

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. Яшка сломя голову остановился.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. –  Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. –  Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…

1.Считать ворон 2.бить баклуши 3.гонять лодыря 4.палец о палец не ударял 5.сквозь землю провалились 6.мучили угрызения совести 7.в одно ухо влетает, а в другое вылетает 8.от горшка два вершка 9.вымахал с коломенскую версту 10.как с гуся вода 11.об стенку горох 12.бросать слова на ветер 13.сидеть сложа руки 14.всыпать по первое число 15.задать баню 16.снять стружку 17.где раки зимуют

1.Считать ворон

2.бить баклуши

3.гонять лодыря

4.палец о палец не ударял

5.сквозь землю провалились

6.мучили угрызения совести

7.в одно ухо влетает, а в другое вылетает

8.от горшка два вершка

9.вымахал с коломенскую версту

10.как с гуся вода

11.об стенку горох

12.бросать слова на ветер

13.сидеть сложа руки

14.всыпать по первое число

15.задать баню

16.снять стружку

17.где раки зимуют

Считаем ошибки 0-1 ошибка – «5» 2-4 ошибки – «4» 5-7 ошибок – «3»

Считаем ошибки

0-1 ошибка – «5»

2-4 ошибки – «4»

5-7 ошибок – «3»

Оцени свою работу Засучив рукава Рука об руку Спустя рукава

Оцени свою работу

Засучив рукава

Рука об руку

Спустя рукава

Домашнее задание Выберите себе задание: Выполнить упражнение 285 Написать рассказ на тему: «Делать из мухи слона» Возврат на итоговый слайд

Домашнее задание

Выберите себе задание:

  • Выполнить упражнение 285
  • Написать рассказ на тему:

«Делать из мухи слона»

Возврат на итоговый слайд

Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях

Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях

  • Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке.
  • Девочка болела, и мама носила ее на руках.

Кто больше? Составьте как можно больше фразеологизмов со словом 1 группа – идти 2 группа- сидеть 3 группа- работать

Кто больше?

Составьте как можно больше фразеологизмов со словом

1 группа – идти

2 группа- сидеть

3 группа- работать

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ятрогенная патология врачебные ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного исправьте ошибки
  • Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного где ошибка
  • Проверка Windows на ошибки
  • Решение ошибки с переполнением буфера